?

Log in

No account? Create an account
"мерседесы", "жигули" и российские вузы - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"мерседесы", "жигули" и российские вузы [Sep. 27th, 2015|07:26 pm]
grey_dolphin
[Tags|, ]

Заметка о причинах неудач российских вузов с продвижением к вершинам мировых рейтингов проводит вполне оправданные параллели между высшим образованием и автопромом http://www.kommersant.ru/doc/2815455

"Представьте большую автомобильную гонку, где участвуют «мерседесы», «форды» и «фольксвагены». А у вас есть десяток «жигулей», перед которыми поставлена цель попасть на финиш в первой сотне. Вы даете каждому водителю по 100 рублей и говорите — сделайте тюнинг фар, поменяйте выхлопную трубу или перекрасьте машину. Они это делают, но «жигули» все равно едут так же плохо. Потому что для реальных изменений надо начать со смены двигателя.
В нашем случае, двигатель вуза — это те, кто им руководит, кто преподает и кто учится. Если вы хотите сделать лучший вуз, вам нужны лучший менеджмент, лучшие преподаватели и лучшие студенты.
Но вместо того, чтобы заниматься подобными системными изменениями, вузы начали всеми способами бороться за другой критерий — количество высокоцитируемых публикаций. Раньше люди платили деньги за то, чтобы напечатать не очень хорошую статью в псевдонаучных российских журналах. Теперь этот рынок стал глобальным — и вузы платят уже за публикацию в индийских или китайских журналах. В результате некоторые российские вузы и правда получили рост количества публикаций, что отразилась на рейтингах. Но когда научные базы данных вычистили эти журналы, то и рейтинги обратно упали".

Я бы продолжил эти параллели в другом русле. Отечественный автопром за последнее десятилетие пережил приход сборочных производств тех же "фордов" и "фольксвагенов" в Россию. Он вызвал изменения спроса, и давление со стороны потребителей вынудило к переменам и производителей "жигулей" и заставило их привлечь и иностранный капитал, и иностранных менеджеров (того же Бу Андерсона), и пойти на структурные реформы, в том числе и избавившись от части работников. Да, продукция российской сборки уступает зарубежным аналогам, но тем не менее даже она оказалась в состоянии создать стимулы к позитивным сдвигам в российском автопроме.

В чем разница между АвтоВАЗом и тем же СПбГУ? Про АвтоВАЗ всем все понятно - позаимствовав на старте достижения итальянского автопрома 1960-х, за десятилетия советского и постсоветского менеджмента и благодаря "поддержке российских производителей" упадок российского автопрома стал заметен даже тем, кто ни разу не садился за руль. В итоге лоббировать интересы менеджеров и сборщиков автозавода стало куда сложнее. А ситуация с СПбГУ совершенно иная: имена Великих Ученых Прошлого до сих пор работают на бренд, в то время как vested interests влиятельных выпускников позволяют менеджменту не просто оставаться на плаву, но получать карт-бланш на любые шаги...
LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2015-09-28 01:00 pm (UTC)
Рейтинги вузов, конечно, далеки от идеала, поскольку сравнивается преимущественно то, что можно оценить более-менее объективно, но не качество конечного продукта — уровень выпускников и качество (не количество) статей/монографий/выступлений на конференциях. Продолжая сравнения с автопромом, рейтинг сравнивает автомобили по максимальной скорости, которую зачастую негде реализовать, но молчит про надёжность, ведь её почти невозможно измерить. Он сопоставляет, скажем, количество посещённых заправок на 1000 километров (в городе и на шоссе расход топлива сильно различается, да и можно заехать на заправку за мелкими покупками), но не говорит о расходе топлива напрямую.

Впрочем, даже несовершенный рейтинг хорош тем, что заставляет уходить от глубоко укоренившегося шапкозакидательства ("наши вузы самые лучшие") и развиваться дальше. Судя по репликам ректора МИФИ "Коммерсанту", движение вперёд многим не нравится.
(Reply) (Thread)