?

Log in

No account? Create an account
зачем советских детей насильно учили музыке? - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

зачем советских детей насильно учили музыке? [Jan. 5th, 2016|04:57 am]
grey_dolphin
[Tags|, ]

Может ли кто-то объяснить, в чем заключалась рациональность массового музыкального образования детей, которое в позднесоветский период носило характер эпидемии? Огромное количество родителей по всей стране тратили уйму денег, времени и сил на обучение своих чад в музыкальных школах, кружках и у частных учителей музыки, дети по большей части мучились, зубря этюды Черни, и если что-то и выносили из этого обучения, то в первую очередь неприязнь к классической музыке (да, есть исключения, но они подтверждают правило). Профессиональную музыкальную карьеру делали лишь единицы, причем эти единицы выявлялись на ранних стадиях обучения. В то же время жизненные шансы остальных малолетних музыкантов поневоле это обучение, кажется, никак не повышало. Иначе говоря, родители в массовом порядке делали не оправдывавшие себя длительные и масштабные инвестиции в бесполезное обучение детей. Кстати, похоже, что сейчас это явление сошло на нет - по-моему, к лучшему.

Чем было вызвано такое поведение? Тщеславием, массово обуявшим родителей? Необоснованно завышенным обменным курсом культурного капитала в позднем СССР? Недостатком возможностей для альтернативных и более перспективных инвестиций (например, в обучение иностранным языкам)? Чем-то еще?
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: sergegers1
2016-01-05 03:54 am (UTC)
Потом дети слегка подрастали, собирались в рок-группы и таким образом знакомились с девушками.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-01-05 08:02 am (UTC)
освоить три "блатных" аккорда на гитаре с целью знакомства с девушками было не в пример проще и дешевле
(Reply) (Parent) (Thread)
From: enbrailled.blogspot.com
2016-01-05 04:43 am (UTC)
1) Музыканты как и спортсмены и танцоры были выездными.
2) Показательное потребление (conspicuous consumption) - такое же, как загар, например.
3) Сюда же - демонстрация и подтверждение своего статуса горожанина.

Семь лет музыкальной школы были более обязательными для девочек, чем для мальчиков. Здесь опять же - статусная роль образования.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dmitri_lytov
2016-01-05 05:31 am (UTC)
Поскольку я сам был таким ребёнком, могу предположить, что это был своего рода карго-культ. Стали бывшие крепостные правящим классом, но запомнили, что настоящие помещики имеют рояль и гимназическо-университетское образование (а вот реальное училище и прикладные дисциплины - это отстой, это для черни).

ну а кроме того, концерты были средством социализации - себя показать и на мир посмотреть. В концертный зал ходить дорого, а тут можно знакомых собрать и под это дело домашнее чудо их музыкой развлечёт.

Всё это, конечно, не учитывало собственные интересы ребёнка, который мог поломать эту схему совершенно неожиданно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: veraprok
2016-01-05 05:53 am (UTC)
Совершенно согласна! Именно карго-культ.
Впрочем,дополню.
Есть еще одна причина.
Советские родители,как бывшие крепостные,совершенно не понимали,что такое "воспитание детей" от слова совсем.
И поэтому, чтобы дитё "не попал в дурную компанию",они думали не о том,как привить нравственные ценности,отвращающие ребенка от этих самых компаний - а "отвлечь" его.
Т.е. украсть у него,по сути, детство,забив все его свободное время кружками, музыкой,гаммами и прочей ерундой - лишь бы он не убежал на улицу "в компанию".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: slovosfera
2016-01-05 06:11 am (UTC)
мне кажется, здесь не было рациональной составляющей. Или она не играла определяющей роли. Обучение музыке вопринималось просто как часть правильной, хорошей, интеллигентной жизни. Как домашня библиотека, хождение в театр или музей. Ребенка надо было водить в театр, по музеям (под музеем понималась, как правило, картинная галерея), вывозить к морю... Это не столько было показателем статуса (показателем статуса - в какой театр, куда к морю, в какой лагерь и т.п.), сколько компенсацией за недополученное и неполученное. Музыка - это, конечно, чаще девочки из интеллигентных семей. В рабочем классе - спортсекции (спортшколы - это уже профессионализация). Музыка, кстати, никуда не делась, и по-прежнему многими считается обязательной программой. Кажется, все девочки с нашей дачной улицы (некоторые только в школу пошли, другие - вот-вот замуж выйдут) учились музыке. Все семьи хорошо обеспечены, дети делятся впечатлениями о Сейшелах, Мадейре, Амстердаме или Флоренции. Одна деталь: бабушки и дедушки (увы, дедушек уже многих в живых нет) этих детей в основном принадлежат к советской инженерно-технической интеллигенции. Авиация, химия, металлургия, энергетика, отчасти строительство...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rwaterwall
2016-01-05 08:59 am (UTC)
Это вот насильное вождение по театрам начисто отбило конкретно у меня всё желание в них ходить :)

У детей, почему то, вообще не спрашивали хотят они этого или нет...

Особенно убийственно это было, когда одновременно с Диснеем по воскресеньям.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: avla
2016-01-05 06:46 am (UTC)
Да, всё так.
Меня аккордеоном мучили, потратили много денег на дорогой инструмент и на плату за обучение за несколько лет,
и полдетства конечно отняли.

Тут выше правильно написали: это было как бы статусно. Как бы перейти в "следующий социальный класс".
Да, и "культурный капитал" очень ценился.

Другое дело - не понимаю, почему мои родители не тратили деньги на то чем я по-настоящему увлекался, почему не покупали мне электронику, осциллограф, мультиметры и всё такое. То есть этот "инженерно-технический" культурный капитал получается что ценился ниже чем бесполезно-музыкальный.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Artem Vakhitov
2016-01-05 06:35 pm (UTC)
Это ж всё доставать надо было с муками? Да и дорого, осциллографы всякие...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rich999
2016-01-05 06:57 am (UTC)
Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, это воспитание ЧЕЛОВЕКА!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: torash
2016-01-05 07:41 am (UTC)
Мне было просто интересно и я выпросила себе пианино (потом бросила), а моей подруге предписали педагоги для развития мелкой моторики, общей координации и усидчивости (1985 год). Но мы рабоче-крестьянские провинциальные дети и культа образования у нас точно не было. Музыка легко сочеталась с худшей школой в городе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: giperion0000
2016-01-05 08:39 am (UTC)
Лучше обучаться музыке, чем лазить по гаражам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_shestakov
2016-01-05 09:13 am (UTC)
эти совковые сволочи еще и таблицу умножения заставляли наизусть учить!!! И интрегалы!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: messala
2016-01-05 09:19 am (UTC)
По-моему, в вопросе наблюдается некоторый плеоназм - достаточно было бы "зачем советских детей насильно учили?". Литературе там, истории, астрономии какой... Хватило бы арифметики в пределах дробей и пропорций, ну еще, может быть, иностранный язык.

А если чуть серьезнее, то занятия музыкой компенсировали свойственную российско-советской культуре литературоцентричность. Для русского человека вообще "культура" - почти синоним "того, что написано буквами", недаром в школе "музыка" и "изо" - на таком анекдотически зачаточном уровне.

Edited at 2016-01-05 09:22 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aka_author
2016-01-05 07:49 pm (UTC)
*** Литературе там, истории, астрономии какой ***

Физике, химии. Все равно теперь перед телевизорами сидят, битву экстрасенсов смотрят.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_tsy
2016-01-05 09:54 am (UTC)
Хозяин журнала спрашивает, чем вызвано поведение советских родителей. Комментаторы отвечают: "А кровавая советская власть еще и интегралы, и историю заставляла учить". Интересный поворот темы :)

Edited at 2016-01-05 09:55 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_tsy
2016-01-05 10:08 am (UTC)
Гипотеза: еще до революции в еврейских семьях заставляли детей учиться музыке, поскольку это был сравнительно простой способ, так сказать, выбиться в люди. Потом традиция ушла в массы и измельчала. Большинство народу так детей уже не дрессировало, и Ойстрахов не получалось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_tsy
2016-01-05 10:37 am (UTC)
Хотя обучение детей музыке дворянами тоже наверняка был образец для подражания.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anariel_rowen
2016-01-05 10:26 am (UTC)
Насколько я вижу по своим родителям, ими двигало желание быть не хуже, чем Джонсы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hotmysl
2016-01-05 10:53 am (UTC)
Да многому ненужному и вредному в совке учили. Что музыка? А вот что воровать, - неправильно и неприлично учили? Что сила в правде, - учили? Чтобы человек был творцом, а не потребителем, -учили? Ну и т.д.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ella_p
2016-01-05 11:00 am (UTC)
Раз есть способности, надо развивать. Раз развивать - то ни в коем случае не кружок необязательный какой-нибудь, а сразу школа.
Оборотная сторона была в том, что невозможно было убедить родителей отдать тебя куда-нибудь учиться без выраженных способностей, просто так по кайфу и для развития. Я все детство мечтала музыку и танцевать, но - нет слуха, ойстраха не получится, сиди смирно, читай книжки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-01-06 09:27 am (UTC)
то есть, "развивать" способности означало для родителей -"заниматься профессионально" (т.е. не "кружок какой-нибудь" и чтобы не "просто так по кайфу")?

я пытаюсь понять, почему родители в массовом порядке вели себя именно так, а не иначе - при том, что в результате они несли ощутимые издержки, не получив в итоге никаких выгод (как и немалая часть их детей, судя по комментам)

(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>