?

Log in

No account? Create an account
преподавательское-юбилейное - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

преподавательское-юбилейное [Feb. 1st, 2016|02:09 pm]
grey_dolphin
[Tags|, ]

Сегодня у меня профессиональный юбилей. Ровно 20 лет назад я в качестве преподавателя прочел первую свою лекцию в ЕУСПб для слушателей открытых аспирантских курсов. Это была самая неудачная лекция из всех прочтенных мною (at least as of yet), и ко второй лекции, которая могла оказаться последней, я готовился более чем серьезно: выучил наизусть не только текст, но и мизансцены, проговорил выступление на диктофон, загодя придя в аудиторию, прорепетировал выступление на местности... Лекция, посвященная "опасностям президентства" со ссылками на Линца и О'Доннелла и с живыми примерами на материале Горбачева и Ельцина, прошла "на ура", и похвала присутствовавшего с аудитории Вадима Волкова (справедливо раскритиковавшего меня после первой лекции) вот уже почти 20 лет остается самой значимой в моей карьере.

За 20 лет работы у меня были и преподавательские успехи, и неудачи. Хотя баланс оценок, скорее, позитивный, но приходилось сталкиваться и с dropout слушателей по причине несогласия с тем, чему и как я учил, и с другими проявлениями недовольства содержанием и стилем преподавания. Ну и ошибок я тоже совершал немало. Пожалуй, стоит признать, что настоящим Преподавателем ("с большой буквы") я так и не стал. Потому что Преподаватель - это, прежде всего, харизматическая личность, способная(ый) зажечь учеников и повести их за собой, и вкладывающая(ий) душу и талант в тех, кого учишь. Но харизма мне напрочь не присуща, зажечь и повести за собой кого бы то ни было я совершенно не в состоянии (это не только к преподаванию относится), а по-настоящему вкладываюсь я лишь в тех, в ком вижу серьезный профессиональный потенциал - и да, сплошь и рядом мои предположения на сей счет оказываются неверными (часто я недооценивал студентов, хотя бывало, что и переоценивал). Но надеюсь, что предыдущие 20 лет преподавательской деятельности в ЕУСПб и некоторых других вузах (от Техаса до Хельсинки) прошли не совсем впустую, и в ближайшие 20 лет я еще смогу научить студентов чему-то полезному....
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: anariel_rowen
2016-02-01 12:57 pm (UTC)
А меня в преподах привлекает не харизма как таковая, а любовь к своему предмету и знание этого предмета. Так что вполне может быть, что есть люди, которые считают вас харизматичным преподавателем :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bars_of_cage
2016-02-01 01:00 pm (UTC)
читаю как раз Вашу книгу Из огня да в полымя, и, пожалуй, понимаю, что "зажечь и повести за собой" она не может, но ценна тем, что расставляет постфактум так многое в памяти. Хотя т.н. харизма могла бы хоть повысить ее невозможный тираж, конечно. Поздравляю Вас (а также Ваших учеников) с юбилеем!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-02-01 01:18 pm (UTC)
а почему тираж "невозможный"?

2000 экземпляров - вполне себе возможный (для моих книг это пока что - максимум)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bars_of_cage
2016-02-01 01:46 pm (UTC)
я почему-то думал, что 300. Прямо вижу цифру. Посмотрел сейчас, да, 2000. Извините
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bars_of_cage
2016-02-01 01:18 pm (UTC)
читаю как раз Вашу книгу Из огня да в полымя, и, пожалуй, понимаю, что "зажечь и повести за собой" она не может, но ценна тем, что расставляет постфактум так многое в памяти. Хотя т.н. харизма могла бы хоть повысить ее невозможный тираж, конечно. Поздравляю Вас (а также Ваших учеников) с юбилеем!
(Reply) (Thread)