?

Log in

No account? Create an account
обыкновенный снобизм vs. народническая альтернатива - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

обыкновенный снобизм vs. народническая альтернатива [Aug. 1st, 2016|04:15 pm]
grey_dolphin
[Tags|, , ]

Редкая (но непоследовательная) самокритика со стороны видной представительницы статусной интеллигенции:

"Меня очень печалят и коробят бесконечные рассуждения о «тупом народе», заполонившие фейсбук. Недаром в огромном количестве комментов (если отбросить троллей и респондентов с неустойчивой психикой) «либералов», то есть образованное сообщество, главным образом обвиняют в том, что они считают народ «быдлом». Я бы отнеслась к этим упрекам со всей серьезностью, в них много горькой правды. Кстати, власть весьма успешно использует наш снобизм для манипуляции общественным мнением.
Вот, скажем, один человек поддерживает Крым и всегда голосует за Путина и в то же время работает в хосписе волонтером — сталкиваюсь с подобной ситуацией довольно часто. А другой — человек просвещенный, образованный, ходит на все антивоенные демонстрации, но при этом уверен в «тупости» большинства российского общества. Вопрос, который я себе задаю в последнее время: кого из них можно с большим основанием причислить к приверженцам демократических и гуманистических взглядов? Вопрос, как говорится, на засыпку.

— Вы всегда придерживались подобных взглядов или раньше вы по-другому думали?

— Все, о чем я сейчас говорю, это в порядке самокритики. Я много лет изживаю этот снобизм; к счастью, моя издательская, благотворительная и недолгая политическая деятельность тут оказалась очень кстати. Мои наблюдения позволяют мне утверждать, что российское общество намного лучше, чем его принято считать и чем оно думает о самом себе. Оно очень динамичное, легко адаптируется к вызовам времени, очень быстро впитывает новые идеи и навыки. Оттого что мы пребываем в плену утопий, мы часто не замечаем реальных точек роста общественного сознания.
Взять, к примеру, недавнюю историю с забастовкой дальнобойщиков. Это суровые мужики, вполне лояльные режиму, на лобовом стекле у многих прилеплен портрет Сталина, или иконка, или георгиевская ленточка. Прямо скажем, с позиции креативного класса эти люди далеки от идеала борцов за свободу. Однако именно эти задавленные тяжелой жизнью и идеологической шелухой работяги показали пример подлинной цеховой солидарности в борьбе против грабительского закона.
Поймите меня правильно, я вовсе не собираюсь разводить антиинтеллектуальную пропаганду, просто российская социальная жизнь значительно богаче и разнообразнее, чем мы иногда себе представляем..." https://meduza.io/feature/2016/08/01/my-nikakie-ne-marginaly-my-avangard-obschestva

Вся эта справедливая самокритика, однако, во многом обесценивается буквально в следующем предложении: "А что касается портретов тиранов на лобовых стеклах машин, то давайте предложим людям альтернативный список героев и спасителей отечества — и возможно, они с удовольствием повесят их у себя перед глазами..." (и дальше большой пассаж в защиту народничества).

Представление о том, что задача "либералов" - вложить "народу" в руки правильные иконы (условно говоря, поменять портреты Сталина на портреты Новодворской) едва ли может служить адекватной альтернативой представлению о том, что "народ" - это быдло. Брать за образец народничество в 21 веке - это вся та же поездка в "карете прошлого", пусть и другим маршрутом...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: dmitri_lytov
2016-08-01 07:19 pm (UTC)
Хакамада когда-то баллотировалась в Думу по нашему округу, причём её спарринг-партнёром был не кто иной, как Селезнёв. Последний весьма умело играл роль популиста и обаяшки - и легко получил свою аудиторию. Хакамада же свою аудиторию, как бы помягче сказать, не любила, она воспринимала встречи с избирателями как тяжёлую и неприятную повинность (но в отличие от Путина, никак не могла себе позволить их избежать). Напряжение прорывалось часто и в довольно бестактной, если глядеть со стороны, форме: например, спрашивает какой-нибудь простодушный старичок "а что хорошего вы сделаете для нашего района, если вас изберут?", она тут же его резко осаживает: я, мол, сосредоточусь на вопросах федерального уровня, ваш район - не моя проблема.

Наверное, если бы она сосредоточилась на чисто менеджерских должностях, не требующих большой публичности - она была бы вполне на своём месте. Но там была другая проблема (описанная ей в книге Sex) - система своеобразных "ку", принятых в российской бюрократической среде.

То есть по всему получается, что это было не её.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-08-02 03:19 pm (UTC)
про Хакамаду все верно, но какое отношение этот коммент имеет к моему посту?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-08-02 04:10 pm (UTC)
Ее образ эксплуатируют в телевизоре как собирательный образ либерала 90-х...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitri_lytov
2016-08-02 06:04 pm (UTC)
Мне показалось, как раз на ту самую тему "снобизма".
Не снобизм это, по-моему, а просто некоторая разница интересов. Которая более сильной стороной подчас воспринимается как "да они там совсем тупые", а более слабой - как оскорбительное неуважение к себе любимым.
(Reply) (Parent) (Thread)