grey_dolphin (grey_dolphin) wrote,
grey_dolphin
grey_dolphin

Categories:

прогулки по Хельсинки-13: Sotamuseo

Хотя военный музей Финляндии (Sotamuseo) находится в трех минутах ходьбы от места, где я живу, и в пятнадцати минутах ходьбы от места, где я работаю, лишь сегодня дошли руки (или точнее, ноги) до его посещения. Для меня - дилетанта, если не сказать профана во всем, что касается военных дел, музей оказался довольно интересным. Главная часть экспозиции, понятно, посвящена двум наиболее значимым военным событиям финской истории - Зимней войне 1939-1940 годов (в России ее называют "финская война") и - в гораздо меньшей мере - войне 1941-1944 годов (для Финляндии, вполне логично - Continuation War). Несколько зарисовок:

- для того, чтобы осмотреть самый главный экспонат, в музей заходить не обязательно. Прямо во дворе, на парковке рядом с автомобилями жильцов соседнего дома, стоит самоходка времен Зимней войны с характерной свастикой на борту, шокирующей посетителей из России. В самом музее дважды подчеркивается, что финская свастика не имеет ничего общего с немецкой. Она до сих пор используется как символ финских военно-воздушных сил;

- в разделе, посвященном Зимней войне, довольно мало внимания уделено действиям командования и руководства Финляндии - Маннергейм упоминается вскользь, а о Каяндере и Рюти (премьер-министрах в то время) и вовсе сказано как бы между прочим - куда меньше, нежели, например, о Таннере (министр иностранных дел). Зато в центре внимания - микро-история сквозь призму дневников одного из призванных в армию резервистов. В дневниках приведены и детали боев, и элементы военного быта, и многие другие детали;

- авторы экспозиции вступают в полемику с советской интерпретацией боевых действий, указывая на то, что на самом деле оборонительный план боевых действий у финнов к началу войны не был готов (изначальная стратегия военных действий предусматривала контрнаступление против советских войск и себя в ходе боев не оправдала), значение "линии Маннергейма" финские музейщики считают преувеличенным, а решающий удар по финским позициям, по их мнению, нанес не прорыв советскими войсками обороны на Карельском перешейке, а форсирование ими Финского залива по льду, после чего дорога от Хельсинки к Выборгу оказалась перерезана;

- об оккупации Финляндией территории Восточной Карелии в 1941-1944 годах говорится довольно мало (меньше, чем, скажем, о действиях финской армии в той же Восточной Карелии в 1921-1922 годах), хотя фотографии Петрозаводска, переименованного финнами в 1941 году в Aaneslinna, выглядят очень интересными;

- и, наконец, после того, как экспозиция рассказывает об окончании войны, тяжелых условиях мира, репарациях, разоружении финской армии, следует неожиданный поворот: экспозицию украшает хорошо знакомая россиянам картина Юрия Непринцева "Отдых после боя" - это четвертая авторская версия одной и тоже работы, сделанная в 1956 году и преподнесенная в подарок финской армии советским правительством (по всей видимости, в дополнение к оставленной в одностороннем порядке военно-морской базе в Порккала). Самая первая версия этой картины была подарена в 1951 году Мао Цзедуну...

neprintsev
Tags: Финляндия, Хельсинки, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment