?

Log in

No account? Create an account
дилемма Рогозина: учить умных или лояльных? - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

дилемма Рогозина: учить умных или лояльных? [Mar. 29th, 2014|04:12 pm]
grey_dolphin
[Tags|, , ]

Дмитрий Рогозин в программной статье утверждает о необходимости инвестиций в подготовку высококлассных инженерных кадров для борьбы с западной "мировой закулисой", с целью чего, помимо прочего, предлагает направить ресурсы в повышение уровня школьного образования по математике и физике http://www.rg.ru/2014/03/28/rogozin.html

Надо сказать, что отсыл к советскому опыту в данном случае вполне уместен. Однако парадокс заключается в том, что высокий уровень математического и есественнонаучного образования своим побочным эффектом имеет и независимое мышление учеников. Проще говоря, те, кто способен освоить математику на уровне инженерной специальности в вузе, может самостоятельно задуматься и о справедливости общественного и политического устройства и сделать вовсе не те выводы, которые хотелось бы вложить в головы учеников Рогозину и иже с ним. Не случайно многие инженеры в годы перестройки выступали на стороне тех экономических и политических преобразований, которые привели к распаду советского строя (и отчасти ударили по ним самим). Более того, увеличение часов на преподавание математики и физики возможно осуществить прежде всего за счет отказа от преподавания ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), уменьшения времени на "крымские уроки" и минимизации прочей лабуды, направленной на воспитание лояльности учеников режиму. Таким образом, "дилемма Рогозина" сводится к тому, чтобы либо инвестировать ресурсы в подготовку умных учеников, которые через некоторое время могут выставить своим учителям политический счет, либо инвестировать эти ресурсы в штамповку лояльных деревянных солдат Урфина Джюса Кремля, которые ни на что, кроме лояльности, не будут способны. Советский Союз выбрал первый путь, получив краткосрочные выгоды и усугубив долгосрочные проблемы. Что-то мне подсказывает, что со второго пути Кремль свернуть не захочет, да и не сможет
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: arpad
2014-03-29 01:19 pm (UTC)
Насколько я помню СCCP среднего-позднего Брежнева сменил воспитательный фокус именно в сторону низкообразованной лояльности. Техники и рабочие вместо ученых и инженеров. Концепт воспитания нового лояльного поколения вместо проблемных талантов которых еще и оставляла без работы экономическая стагнация.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: michch
2014-03-29 01:48 pm (UTC)
Я почему-то считал, что в СС был достигнут своего рода баланс - довольно сильный крен в сторону технических дисциплин, и обучение лояльности в оставшееся время. Я сталкиваюсь со множеством инженеров, работающих в закрытом институте, довольно толковыми, но советско-патриотичными до предела. Это было и в тощие годы, и в тучные сейчас.
(Reply) (Thread)
From: a_shen
2014-03-29 02:15 pm (UTC)

в своё время

на одной из встреч Горбачёва со студентами времён перестройки он сказал "нам нужны преданные делу социализма, но компетентные специалисты" (в печатной версии оказалось "и" вместо "но")
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: colonel_hunter
2014-03-30 11:28 am (UTC)
На это легко возразить, что подобный эффект давала скорее специфическая отрезанная от мира м подверженная разного рода иллюзиям позднесоветская общественная среда - а не собственно инженерное образование.

Сейчас, после травматических 1990-х и всеобщего тренда на прагматизацию и капитализацю образования и человеческого капитала - далеко не факт, что "умные ученики" сделают именно этот вывод.
(Reply) (Thread)