?

Log in

No account? Create an account
улучшить нельзя уничтожить - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

улучшить нельзя уничтожить [Oct. 7th, 2014|01:11 pm]
grey_dolphin
[Tags|]

Вадим Волков в "Ведомостях" справедливо отмечает, что "вертикаль власти" в каждой сфере управления в России - будь то полиция или образование - влечет за собой чрезвычайно высокие издержки контроля, создавая на нижних этажах управления стимулы лишь к тому, чтобы отчитаться перед начальством любой ценой независимо от реального положения дел http://www.vedomosti.ru/opinion/news/34285171/predely-kontrolya Проблема, однако, состоит в том, что подобные механизмы имманентно присущи "вертикали" с ее иерархическим управлением, не предполагающим внешней подотчетности и независимой экспертизы (политологи называют этот механизм управления "полицейский патруль" - альтернативой ему служит "пожарная тревога", к которой прибегают лишь в случае, когда саморегулирование дает системный сбой http://www.unc.edu/~fbaum/teaching/PLSC541_Fall08/mcubbins_schwartz_1984.pdf). В самом деле, если оценки работы полиции будут проводиться по отзывам граждан, то завтра граждане, чего вздумается, начнут своими отзывами оценивать губернаторов, депутатов, а потом и главу государства. А если внешние независимые эксперты в той или иной сфере начинают предлагать реформы, затрагивающие интересы ведомоств, то таких экспертов чиновники и их начальники посылают далеко и надолго: они понимают, что система государственного управления никуда не годится в целом, и кардинальная реформа одного из ее звеньев поставит на повестку дня пересмотр всего механизма ("систему менять надо", как в анекдоте о советском сантехнике)

Но закрытость и неподотчетность иерархических структур - это лишь полбеды. Если бы дело ограничивалось лишь этим, то издержки контроля все время оставались бы более-менее одинаковыми, а не росли. Настоящая беда начинается тогда, когда чиновники и/или связанные с ними эксперты, понимая, что система управления неэффективна, а ее замена целиком политически табуирована, пытаются прибегать к частным изменениям, вводя новые стандарты и системы показателей, проводя борьбу с коррупцией на низовом уровне, и т.д. - то есть, пытаются лечить метастазы с помощью слабительного. Эффект слабительного оказывается таков, что о метастазах на время забывают... но когда они проявляются снова и снова, то их глушат очередной дозой слабительного (позволяющей заодно забыть и о не давших эффект предыдущих дозах). Отсюда возникают перманентные реорганизации, новые поколения государственных стандартов, и бесконечные мелкие инновации, сами по себе не бесполезные, но не решающие проблемы по существу и не останавливающие прежние "полицейские партули", а увеличивающие их число. В приведенном в статье Вадима примере - участковый пишет протоколы ручкой под копирку вместо того, чтобы составлять их на планшете и пересылать по электронной почте - это означает примерно следующее: полицейским раздают планшеты, централизованно закупленные по цене $50000 (хорошо, если не $500000) за штуку у компании, связанной с каким-нибудь очередным ротенбергом, они составляют на этих планшетах протоколы на месте, а потом другие сотрудники полиции распечатывают все документы в отделении в трех экземплярах (заодно внося в файл все требуемые начальством исправления), и статус документа протоколы получают при наличии "живой" подписи ответственного лица и/или его начальника. Все при деле: и чиновники, получающие премию за очередную реформу, и их приятели-эксперты, втюхавшие очередной набор заведомо негодных рекомендаций. Открыто же сказать, что "вертикаль власти" подлежит не улучшению, а полной замене, никто не решается. Запятая в предложении "улучшить нельзя уничтожить" по-прежнему ставится после первого слова...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: prim9
2014-10-07 10:28 am (UTC)
Ну, сама по себе вертикаль власти не так уж и плоха. Главное, чтобы она была эффективна и у неё были правильные цели.
А если её разрушить, то что в замен?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arpad
2014-10-07 02:25 pm (UTC)
Она не может быть эффективна. Устроена она так. И сколь-нибудь полезна только для кризисных ситуаций и очень крупных неприбыльных проектов.

При этом абсолютно неважно какие у нее цели. Эти цели будут достигаться неэффективно с диким перерасходом ресурсов - вот и всё. Конечно лучше построить мост угробив в него средств на три моста чем начать неэффективную войну.

А взамен - не надо изобретать велосипед. Конкуренцию в экономике, снятие таможенных барьеров, региональные выборы при резком увеличении полномочий региональных властей, бюджеты регионов складывающиеся в первую очередь из их налогов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alliruk
2014-10-07 07:24 pm (UTC)
Вадим неправ и несправедлив вот здесь:

"В вузах эта дилемма тоже очень заметна. Есть вузы (их большинство), в которые легко устроиться на работу, конкурс там фиктивный, много совместителей. Зато там многочисленные учебно-методические отделы и комиссии заставляют преподавателей писать планы работы, отчеты, результаты проверок, проводить фиктивные мероприятия по повышению квалификации. Есть другие вузы (их пока немного), куда попасть очень сложно, там высокие стандарты профессионального мастерства, жесткий отбор, зато никто не пристает с отчетами и планами, нет затрат на текущий административный контроль. Там спрашивают исключительно по результату: публикациям в престижных научных журналах и по тому, как студенты оценивают каждый курс каждого профессора. В одном случае сотрудника оценивает контролирующее начальство и по совершенным действиям, как они отражены в отчетах, в другом — сами потребители услуг и по конечному результату."

Это не решается на уровне вузов, и это не проблема "фиктивного конкурса" и вовсе не во все вузы "легко устроиться". Это именно позиция министерства по отношению ко всем преподавателям всех вузов, независимо от процедуры приема на работу и пр. А те три-четыре исключения, с которых не требуют отчетов (или которым дают денег на наем специальных работников по составлению отчетов), мы все знаем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ella_p
2014-10-08 01:59 am (UTC)
Именно, что иллюзия отсутствия отчетов у привилегированных создается наличием довольно многочисленного и постоянно растущего персонала, занятого составлением отчетов. А потом этот персонал начинает захватывать организацию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iputupi
2014-10-07 07:28 pm (UTC)
Читал этот пост и задумался: а чего хочет вертикаль власти? То есть, вертикаль предполагает цели и задачи. В СССР строили коммунизм, китайцы делают Китай мировой державой, а эти-то чего хотят?
(Reply) (Thread)