grey_dolphin (grey_dolphin) wrote,
grey_dolphin
grey_dolphin

"я не хотел бы быть записанным в герои вчерашних дней"

Сегодня выступил на презентации книги об общественных движениях эпохи перестройки. Книга французской исследовательницы Кароль Сигман - интересная социологическая работа, построенная на интервью с экс-активистами, презентация была тоже довольно интересной, http://nlobooks.ru/node/6027 несмотря на то, что другие два дискутанта из числа "исследователей" несли явную пургу.

Я же говорил там, в том числе следующее:

осприятие перестройки как увертюры сегодняшних дней не то чтобы совсем неверно, но нуждается в уточнении. Я продолжу музыкальную параллель: долгое время оперный театр пуст – нет никого ни на сцене, ни в оркестровой яме, музыки нет, царит тишина. В зале сидит занятая своими делами публика, и ничего не ждет. На сцену никому не дозволено выходить, но вот – запреты снимаются. И вот из зала начинают появляться немногочисленные любители классической музыки, они залезают в оркестровую яму, и пробуют играть классические произведения на разных инструментах. Играют сперва совсем по-любительски, но потом музыкантов становится больше, они начинают играть все более связные мелодии. Музыканты пытаются импровизировать вместе, в отсутствие дирижера у них не очень хорошо получается, но кое-кто выходит из оркестровой ямы на сцену, публика их начинает замечать, и даже иногда аплодировать. Казалось бы, вот-вот начнется настоящий концерт. Но тут на сцене появляется приглашенный самим музыкантами харизматический дирижер, вслед за ним – приведенные им совсем другие артисты, они занимают места на сцене и в оркестровой яме, отодвигая прежних музыкантов на второй план. И тут… вместо концерта классической музыки начинает играть фонограмма «попсы». Словом, результатом становится «сумбур вместо музыки». Публика сперва вовсю аплодирует лже-музыкантам, делающим вид, что они на самом деле играют музыку, затем негодует, затем снова аплодирует любимой «попсе». А начинавшие играть  музыканты оказываются не у дел. Кто-то делает вид, что продолжает играть в сменившемся оркестре, кто-то возвращается в зрительный зал, кто-то берет на себя роль музыкального критика и разоблачает захвативших сцену и оркестровую яму лже-музыкантов… но прежний концерт уже не вернется, а музыканты почти забыты, и об их игре и о начатом, но прерванном концерте вспоминает лишь узкий круг любителей музыки.
Почему у музыкантов не получилось? Есть разные ответы. Одни считают, что во всем виноват харизматический дирижер, другие – что виноваты приглашенные им лже-музыканты, третьи – что виновата публика, четвертые – что классическая музыка никому не нужна… Кароль – одна из немногих авторов, кто обратила внимание на самих музыкантов и на то, что именно и как именно они пытались играть..."

Интереснее всего было наблюдать за героями этой книги, пришедшими на встречу с автором четверть века спустя после описанных ею событий. Их общее настроение было довольно грустным - большинство выступавших говорили о неудачах: и о неудачах преобразований, за которые они боролись четверть века назад, и о личных неудачах...

И я вспомнил вот эту песню, впервые исполненную как раз в те времена, когда разворачивалось действие книги: http://www.youtube.com/watch?v=xKGK1Zf7Qu4
Tags: история, российская политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments