?

Log in

No account? Create an account
наш старший брат - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

наш старший брат [Mar. 16th, 2016|11:17 am]
grey_dolphin
[Tags|, ]

IMG_7101

IMG_7106

IMG_7183

Хотя именно Амстердам послужил role model при создании Петербурга, за нашим городом незаслуженно закрепился статус "северной Венеции" (а не "северного Амстердама"). Но Петр I в Венеции ни разу не бывал (как и я), а вдоль этих каналов - и некоторых из этих зданий - наверное, гулял не единожды, заходя в кабачки и не пропуская зону "красных фонарей". Так что Амстердам - "старший брат" Петербурга: не то чтобы совсем забытый братом младшим, но тот, о котором вспоминают не слишком часто.

По сути, Петербург - это такой пример селективного и подражательного институционального трансферта и его непреднамеренных последствий. Петр не позаимствовал (да и не мог позаимствовать) в Голландии передовые по тем временам экономические и политические институты, его интересовал прежде всего флот с военной точки зрения, но заодно на российскую почву были завезены и разные понравившиеся "продвинутые" атрибуты без особого понимания того, как именно они работают и что и как с ними надо делать (позднее этот сюжет будет повторяться и при Хрущеве с кукурузой, и при Медведеве с "силиконовой долиной" сколковского разлива). Каналы Амстердама, вероятно, приглянулись Петру, и оттого Петербург под стать Амстердаму и стал городом рек и каналов, хотя возить по ним было решительно нечего. Я и сам, как и многие обитатели линий Васильевского острова, живу на бывшем берегу одного из таких каналов - прорытых при Петре и позднее засыпанных за ненадобностью. Но прошло три века, и реки и каналы Петербурга выполняют ту же функцию, что и ныне в Амстердаме - они украшают город и служат туристической достопримечательностью. Правда, у "старшего брата" - на каналах Амстердама устраивают фестиваль света, а в Петербурге пока еще нет...

IMG_6770

IMG_6739
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: messala
2016-03-16 10:45 am (UTC)
Питерские каналы создавались вовсе не для транспорта, а для осушения местных болот и снижения уровня наводнений.
(Reply) (Thread)