?

Log in

No account? Create an account
против течения: еще о "хорошем позднем СССР" - grey_dolphin [entries|archive|friends|userinfo]
grey_dolphin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

против течения: еще о "хорошем позднем СССР" [Apr. 13th, 2016|08:47 am]
grey_dolphin
[Tags|, , , ]

На фоне обильных ностальгических воспоминаний сверстников о "хорошем позднем СССР", где дефекты прежней системы якобы компенсировались за счет дружеских сетей, доступ к социальным благам будто бы был открыт для всех, а в повседневной жизни так и вовсе почти все вроде как было тип-топ, я ощущаю себя "белой вороной" - опыт жизни в "долгие 1970-е" вообще не оставил у меня позитивных воспоминаний: одни очереди, дефицит, низкое качество товаров и услуг и ощущение полного убожества окружающей жизни.

Пытаюсь понять, в чем отличие моих perceptions с восприятием тех, кто, подобно мне, жил во времена позднего СССР в Москве и Ленинграде (с другими городами сравнивать не следует) и вынес из своего опыта все то, что напрочь прошло мимо меня. Оговорюсь, что я априорно полагаю, что авторы этих воспоминаний (включая тех, чье благополучие через четверть века после распада СССР возросло) не лукавят, а высказывают свои позитивные оценки вполне себе искренне (как и я сам). Причин, на мой взгляд, две - социальные и индивидуальные: они не альтернативны друг другу, а взаимно дополняют.

Социальные причины связаны с тем, что ностальгические воспоминания исходят главным образом от тех, чьи семьи в иерархии позднего СССР относились к "ядру" тогдашнего среднего класса, если не к его высшим, предноменклатурным слоям - эти группы получали больше благ от государства (статус, доходы и особенно жилье) и имели гораздо больше ресурсов для участия в неформальных сетях обменов. Я рос в семье, которую можно было бы отнести к низшим слоям среднего класса (родители получили вечернее высшее образование и работали на должностях, высшего образования не требовавших), в распределении благ от государства были обделены (отца на работе начальник-антисемит вычеркивал из списков в очереди на жилье, и в конце концов ему с большим трудом удалось накопить деньги на кооперативную квартиру), и значимых ресурсов для участия в сетях обменов у них просто не было. Уровень достатка у нас был ниже, чем у многих окружающих: родители экономили на всем, и не дарили мне подарков, а в качестве таковых покупали вещи взамен тех, из которых я вырос (брат и вовсе мои вещи донашивал). Скорее всего, если бы "долгие 1970-е" продолжались еще пару десятилетий, шансов подняться по социальной лестнице у меня, как и у брата, было бы очень немного.

Индивидуальные причины связаны с тем, что многие авторы ностальгических воспоминаний в дни своей юности находились в центре социальных сетей, наслаждаясь присущим "долгим 1970-м" избытком свободного времени и извлекая максимум entertainment value из повседневного общения с окружающими, что неизбежно окрасило их память о собственном опыте в теплые тона. Я же в детстве и юности много болел и был очень глубоким аутсайдером, общавшимся в основном с книгами, а не со сверстниками, и в социальном плане не обладал сколь-нибудь значимыми активами, за исключением того, что хорошо учился (хорошая учеба, однако, мне в те времена каких-либо выгод не приносила, хотя она и оказалась своего рода инвестициями в будущее). Думаю, что если бы "долгие 1970-е" продолжались еще пару десятилетий, на персональном уровне для меня могло бы измениться не так уж и много.

"Хороший Советский Союз", то есть политико-экономический порядок, в какой-то мере похожий на советский строй, но лишенный имманентно присущих ему дефектов, на деле имеет лишь косвенное отношение к реальному опыту позднего СССР. Он был сознательно сконструирован в качестве нормативного идеала правящими группами постсоветских стран и их обслугой, которые на фоне экономического роста 2000-х годов смогли благодаря приватизации выгод и обобществлению издержек получить почти все то, чего хотели, но не могли достичь их предшественники в позднем СССР. Вместе с тем, предложение этого нормативного идеала встречает немалый спрос со стороны многих россиян (почему так происходит - тема отдельного поста). Однако я этот товар не куплю...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: nyuszika
2016-04-13 07:05 am (UTC)
Спасибо за пост, давно удивлялась, почему многие видят прошлое в розовом свете.
Про "сети обменов" не совсем поняла, это "ты мне, я тебе"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-04-13 07:19 am (UTC)
"ты мне, я тебе", но не только

подробнее об этом - в книге Леденевой

https://books.google.ru/books?id=ENMhO5aCkLAC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nyuszika
2016-04-13 10:06 am (UTC)
спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Sergey Reshetin
2016-04-13 08:05 am (UTC)
Не очень ясно, почему вы так погружаетесь в дебри психологии. Очевидно же, что если смотреть любые "крупные" показатели, что уровень жизнь подавляющего большинства населения резко упал и до советского не дотягивает. Например, "Ромир" посчитал, что 83% российских семей сегодня не в состоянии откладывать на «черный день». То есть, любо люди все даже самые "сытые" нулевые годы были в безнадежной нищете, либо сейчас из-за кризиса нищета замаячила на горизонте и бодренько приближается.

http://www.rbc.ru/society/31/03/2016/56fcec989a7947d733324d51

При этом, в 90ые люди могли строить какие-то индивидуальные стратегии выживания, закрепляясь за остатки социального советского гос-ва, вроде бесплатных образования, здравоохранения, дешевого транспорта (банально мой отец-военный пользовался льготами на бесплатный проезд, что делало экон выгодным ломать спину на даче, выращивая еду для пропитания). Естественно, что сколь бы не был убог быт в Совке, но проблемы массового недоедания там не было (а и сейчас, и в "сытые" нулевые уже была: это вам hr-сотрудник из любой крупной компании подтвердит).


например, уровень производства в стране мясо, молока - то оно до сих пор не дошло советского уровня. С другой стороны, у нас
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-04-13 09:03 am (UTC)
вот данные ВШЭ: потребление домохозяйств в России за 1989-2009 годы выросло в 1.45 раза https://www.hse.ru/data/2011/04/05/1211687550/Mode_of_life.pdf
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Sergey Reshetin
2016-04-13 06:16 pm (UTC)
Мне кажется, вы недостаточно внимательно прочитали это исследование Вышки.

Они четко пишут, что произошло «относительное удорожание продуктов питания» (стр 23). И подробно рассказывают, за счет чего возник этот интегральный показатель 1,45: за счет резкого удешевления Сигарет, Алкоголя, Авто и одежды с обувью.

При этом, они говорят о среднем россиянине, а в поднятом в вашем посте вопросе, очевидно, нужно учитывать социальное расслоение. По оценкам «Левады» в 2015 году, 2/3 россиян не могли позволить себя приобретать товары длительного пользования, не экономя при этом на повседневных расходах. То есть, вот это самое повышение на 1,45 произошло не из-за них, они авто с одеждой и обувью не покупают, они все, что могут тратят на еду. Вместе с данными Ромира, которые кинул выше, и, например, данными закредитованности россиян (по прошлогодним данным Центробанка и Объединенного кредитного бюро, в 68 регионах в среднем у должников на погашение кредитов уходило от 40% до 60% месячных доходов) можно сделать простой вывод.

Что рост «среднего по больнице» произошел за счет увеличения потребления upper middle class и выше. И за этих людей, конечно, можно только порадоваться (кстати, предположу, что мы оба с вами к ним относимся). Проблема, однако, в том, что мало таких людей. Сейчас — что-то около 17%, тогда как пару лет назад было раза в два больше, всего где-то треть населения. Но две трети - не были и в докризисные годы.

Опять же в докладе Вышки отмечено, что «в реальном выраже-нии достичь уровня доходов 1991 г. удалось лишь в 2005 г.» . А после 2005 г., напомню, было 2 резких падения вниз (которые, конечно, люди субъективно сравнивают не с 1989 г. а с самим собой пару летней давности).

То есть, совсем не удивительно, когда большинство населения оценивают четвертьвековой временной отрезок 1991-2016 гг. вовсе не так, что в среднем живется по-лучше, чем в Совке. А наоборот. Что все эти годы долго и упорно люди шли к тому, чтобы вернуться к уровню жизни тех времен и было лишь 2 временных отрезка по 3-4 года, когда получалось чуть приподняться над этим уровнем.

Вполне естественно, что будущее повально воспринимается негативно, отчего обратно, позитивно, оценивается прошлое. Ведь в ближайшие 2-3 года минимум понятно, что уровень жизнь будет только падать, а слой upper middle class сужаться.


P.S.
И, кстати, это если еще находится на общем уровне, хотя, по-хорошему говоря об уровне потребления россиян необходимо учитывать за счет чего получается рост показателей, учитывать роль потреб. кредитования. И тогда "рост потребления" необходимо будет значительно переосмыслить. Например, возможно придется придти к выводу, что для значительной части россиян рост потребления на самом деле "дутый", происходит лишь за счет залезания в кредитную кабалу: то есть, образно говоря, люди повышают сегодня уровень потребления на рубль, за счет уменьшения на 2 рубля в будущем (когда придет время выплачивать кредит).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-04-14 02:21 pm (UTC)
правильно ли я понимаю, что Вы как представитель upper middle class для себя лично предпочитаете советскую модель потребления (очереди-дефицит-блат-ломать-спину-на даче) Вашему нынешнему потреблению?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Sergey Reshetin
2016-04-14 02:45 pm (UTC)
Это совершенно разные, никак между собой не связанные вопросы. Мой посыл, что массовые симпатии к советскому вовсе не случайны. Что дело вовсе не в пропаганде (про которую вы пишите в последнем абзаце), в самообмане или излишне восторженном представлении о собственной молодости. А, наоборот, причина в том, что люди трезво признают реальность и свое место в ней: а именно, где-то у 2/3 или даже более населения такого места нет, они никто, их эта реальность ежедневно унижает (необходимость самоограничивать себя в базовой потребности, в еде - что может быть большим ударом по чувству собственного достоинства?). Соответствующие социальные слои ясно чувствует себя проигравшими из-за 25-ти лет реформ, что будущего у них в этой системе нет - отсюда и симпатии к прошлой системе.

Что касаемо лично меня — не сказал бы. Да, я социалист. Но как бол-во социалистов сегодня не принимаю советскую забюрократизированную систему распределения, поддерживую формулу «национализация крупного, но не среднего и мелкого бизнесов». Но это отдельный долгий разговор, который, мне видится, уводит в сторону.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2016-04-14 08:57 pm (UTC)
мне как раз интересны причины, по которым о "хорошем СССР" мечтают представители upper middle class, чье благосостояние по сравнению с советскими временами улучшилось, а не ухудшилось

Ваш ответ я получил, спасибо
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-04-13 08:27 am (UTC)
Да, я примерно про это же в спорах с маменькой говорю :( Она-то по СССР всё вздыхает - ну да, не удивительно, т.к. мама - дочь майора КГБ и работницы горздравотдела. Я ей напоминаю про дефицит нормальной одежды, а мама мне - "А мы в Прибалтику за одеждой ездили". Эх :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tatiana_mikhail
2016-04-13 10:36 am (UTC)
Помимо остального, часто "ностальгирующие" - мужчины. Они в силу социального уклада не стояли в очередях за продуктами, не обрезали кусочки мяса с костей супового набора, не чистили гнилую картошку с выходом 1/10, не перешивали одежду, итд...

Мой муж как-то в семейном разговоре сказал: "Пап, ты что не помнишь, что в Харькове сыра не было?"
- "Как не было? У нас все было! В холодильнике всегда все было! Я помню прекрасно!"
А свекровь только вздохнула... :)

Та же история про доходы: "Всегда можно было на севера устроиться и заработать!" - утверждают здоровые в то время бывшие бездетными мужчины.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gandy_lyan
2016-04-13 12:53 pm (UTC)
Да, это интересная тема для размышлений.
Кроме социальных причин, я, в отличии от Sergey Reshetin, вижу у этой разницы в восприятии и причины психологические.

Хотя безопасность и является базовой потребностью, есть индивиды более чувствительные к уровню этой безопасности и менее. Так вот, для тех, кто к ней чувствительней, позитивное восприятие позднего совка может объясняться тем, что они эту эпоху ощущали как более безопасную: во-первых, из-за отсутствия гласности информация о некоторых её рисках - например, рисках службы в армии, особенно после вторжения в Афганистан - просто не доходила до значительной части обывателей; во-вторых, будучи детьми и подростками в ту эпоху, большинство наших ровесников были под защитой старших членов семьи, а следовательно - реально в большей безопасности; в-третьих, в своего рода стабильности (сегодня будет как вчера, а завтра - как сегодня) временам "застоя" не откажешь, а стабильность многими воспринимается именно как безопасность. И т.д., и т.п. Весь спектр возможностей, появившийся у частного лица после распада СССР и изменения политического строя, может не стоить в глазах многих людей гроша ломаного по сравнению с потерей этого чувства безопасности.

Лично мне поздний СССР вспоминается как время пресное и скучное, небогатое событиями и переменами, до которых я охоча. Бедность, или, скорее, невозможность зарабатывать столько, сколько хочется, в сочетании с невозможностью тратить так и на то, что хочется, тоже раздражала и была унизительной. Но худшим в этом времени мне видится скудость выбора. Выбора всего: учебного заведения, профессии, работы, места жительства, образа жизни, видов досуга, устройства быта и т.д. и т.п. Хотя, безусловно, и в том времени были свои радости, не связанные напрямую с политическим строем и устройством социальной жизни.

Нет, вернуться ни в него, ни в его обновлённую нежизнеспособную зомби-версию я бы ни за что не хотела.


Edited at 2016-04-13 12:56 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: malyaroff
2016-04-13 05:49 pm (UTC)
Понравился Ваш журнал! Добавил Вас, очень надеюсь на взаимную дружбу!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2016-04-13 09:04 pm (UTC)

против течения: еще о "хорошем позднем СССР"

User elatus referenced to your post from против течения: еще о "хорошем позднем СССР" saying: [...] Оригинал взят у в против течения: еще о "хорошем позднем СССР" [...]
(Reply) (Thread)