Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

моя инаугурационная лекция в университете Хельсинки

Лекция о политических свободах (и о том, почему их нет в сегодняшней России), посвященная свободам академическим - текст опубликован в газете "Троицкий вариант - наука" (большое спасибо Наталье Деминой)

https://trv-science.ru/2017/12/05/obyasnyaya-postsovetskuyu-politdinamiku-v-rossii/

почему "мы все" - это не про меня

Доминирующий позитивный образ повседневной жизни в позднем СССР представлен примерно так: несмотря на дефекты, запреты и ограничения, "мы все" их обходили благодаря неформальным связям и доступу к дефицитным ресурсам, поэтому хорошо питались, доставали хорошие вещи, и т.д. Чаще всего такого рода публичные statements принадлежат тем, чьи семьи в те времена принадлежали если не к номенклатуре, то к статусной интеллигенции (в основном московской и питерской), кто рос в отдельных квартирах, учился в престижных школах и вузах и т.д. Причем этот позитивный образ продуцируют не только те, кто объективно и субъективно проиграл после распада СССР, но и (куда чаще) те, кто в последние четверть века выиграл.

Мой собственный опыт был кардинально иным - мой отец работал прорабом на стройке, я рос в коммуналке (на всем экономившие родители с большим трудом накопили на кооперативную квартиру и выплачивали долг за нее уже после распада СССР) и учился в более чем заурядной школе и не самой престижной специальности массового технического вуза, доступа к дефицитным ресурсам семья не имела. Значительная часть моей юности - это время, проведенное в очередях за совсем примитивными товарами типа туалетной бумаги. Моя семья радовалась, если родители вытягивали в лотерею на работе выигрышные заказы с гречкой или кетчупом, младший брат донашивал стоптанные мной ботинки, а о бесплатных путевках и прочих благах такого рода я услышал только после того, когда они закончились. К категории "мы все" я не относился тогда, не отношусь и теперь: для меня поздний СССР - это убожество.

Так или иначе, времена позднего СССР ушли навсегда. Но вот что меня раздражает - это макрообобщения "мы все жили хорошо", которые производят и те, кто и впрямь тогда жил хорошо, и те, кто думает, что тогда жил хорошо, и которые репродуцируют и те, кто на самом деле жил плохо и те, кто тогда искренне считал, что жил плохо. Да, конечно, на фоне проблем, которые они пережили в 1990-е годы, многие видят "долгие 1970-е" в розовом свете. Но ведь не так уж мало тех, кто и в объективном, и в субъективном плане сегодня стал жить намного лучше, чем тогда. Но почти все те, кто в СССР жил плохо и убого, а сейчас - хорошо, глухо молчат. То ли они не возражают против доминирующего мнения представителей категории "мы все", то ли напрочь позабыли свой прежний опыт. Неужели в очередях за туалетной бумагой я стоял один? А ведь далеко не все стоявшие в этих очередях сегодня живут хуже, чем во времена этих очередей, и я уж точно не думаю, что те, кто стояли в очередях вместе со мной, хотели бы снова стоять в таких же очередях.

Кооче "мы все" - это не про меня...

как Евразийский Союз подменили Европейским

Кое-что об искусстве заголовка: "На базе МГУ им. М.В.Ломоносова создается сетевой университет Европейского Союза". Первая реакция - wow... Но, читая текст, узнаешь следующее:

"На базе МГУ им. М.В.Ломоносова создаётся сетевой университет Европейского союза. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий в своём выступлении на конференции "Национальная пресса России и СНГ: связанные судьбой и пространством", посвящённой 25-летию образованию Содружества.
"Мы на базе Московского университета сейчас пытаемся создать сетевой университет Евразийского союза, который будет, я думаю, готовить кадры не только для евразийской интеграции, но и кадры для будущего развития СНГ в целом", - рассказал чиновник.
Также Слуцкий отметил, что в качестве руководителя университета выступит директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин" http://lomonholding.ru/news/detail/?item_id=8160&lowRes=1

То ли в "Ломоносовском холдинге" не знают, чем отличаются Евразийский и Европейский союзы, то ли Служба внешней разведки отрабатывает маскировку...

элитный вуз как он есть

Замечательный журналистский материал о МГИМО, озаглавленный "На английском мы читаем про хунту в Украине" - не только про промывку мозгов и непрофессионализм, но и про кичливость принадлежностью к "элите" http://theins.ru/obshestvo/27587 В сочетании со статьей нового руководителя президентской администрации и выпускника МГИМО про "нооскоп" http://law-journal.ru/files/pdf/201204/201204_42.pdf трудно отделаться от ощущения, что МГИМО - это такая фабрика по производству коктейля из лояльности и некомпетентности. Собственно, таких фабрик много по всей России, но МГИМО претендует на элитный статус как раз в этой номинации.

"Всех учили, но почему ты оказался первым учеником..."

UPD: Справедливости ради, отмечу, что мне самому в 2004 году довелось прочесть в МГИМО короткий курс по политическим режимам постсоветских стран для магистрантов тогдашнего факультета политологии. Мои тогдашние впечатления от МГИМО были совершенно иными, но с тех пор утекло много воды, да и факультет, студентам которого я преподавал, судя по всему, сильно изменился.

почему умные люди пишут глупые колонки

Иноземцев систематически несет пургу о науке и образовании в России. После панической колонки, в которой общественные науки в России были охарактеризованы как "бред и ложь" (я писал о ней здесь
http://grey-dolphin.livejournal.com/846299.html) новый текст того же автора - "Злокачественное высшее образование" https://snob.ru/selected/entry/111790 - это какая-то помесь Манилова с Г.В.Романовым (первый секретарь Ленинградского обкома КПСС в 1970-83 годах, отметившийся глубокой неприязнью к интеллектуалам и стремившийся по максимуму запихнуть выпускников ленинградских школ в ПТУ, выведен Даниилом Граниным в повести "Наш дорогой Роман Авдеевич" http://www.bibliolink.ru/publ/477-1-0-994)

"... России нужна радикальная реформа образования, рассчитанная на 10–15 лет. Она должна прежде всего предполагать постепенный отказ от платного высшего образования при параллельной реформе финансирования лучших университетов (правильнее создать при них крупные эндаументы, из которых вузы могли бы получать средства для своего развития, зависящие не от числа студентов и доли «платников», а от качественных показателей и — в будущем — от успешности выпускников, которые могли бы жертвовать в эти фонды часть своих состояний). Кроме того, следует запретить любые формы совместительства для преподавателей и профессоров... чтобы сформировать реальную картину доходов в тех или иных вузах и тем самым запустить механизм конкуренции за должности в них. Следует провести масштабную ревизию существующих вузов и начать их сокращение, «сжимая» студенческую массу не менее чем на 5–10% ежегодно... В отношении к образованию сегодня сталкиваются «экономический» и «общечеловеческий» подходы, и пока в России побеждает последний. Как следствие, в стране ежегодно отвлекаются от той производственной деятельности, которой эта страна реально живет, миллионы людей, а государство, компании и частные лица тратят десятки миллиардов рублей на деятельность, которая в нынешних конкретных условиях является даже не бессмысленной, а контрпродуктивной".

Иноземцев - совсем неглупый человек, в прошлом сделавший немало полезного для российских общественных наук, и тем удивительнее читать такие колонки за его подписью. В чем причины - судить не берусь. То ли частое написание публицистических текстов провоцирует поверхностность и нежелание/неспособность разобраться в сути вопроса, то ли речь идет об элементарной "заказухе" и/или сведении счетов, то ли что-то иное?

четыре сценария будущего - взгляд слушателей

Перед завершением нашего онлайн-курса "Политические процессы в современной России" предложил слушателям (всего на курс записалось свыше 1500 человек) ответить на вопрос о том, какие сценарии политического развития России они считают наиболее вероятными в ближайшие 5-10 лет https://stepic.org/course/Политические-процессы-в-современной-России-132 Меню сценариев включало четыре варианта - "загнивание", "железная рука", "коллапс режима" и "ползучая демократизация" (подробнее о них - здесь https://slon.ru/books/chto_budet_s_rossiey_4_stsenariya_budushchego_na_lyuboy_vkus-948402.xhtml)

Можно было выбрать более одного из четырех вариантов, но те, кто выбирали все четыре варианта сразу, попадали в категорию N/A (наряду с теми, кто отказались от ответа или не дали ответа, подлежащего интерпретации). По состоянию на сейчас ответы дали 162 слушателя. Распределение ответов таково:

«загнивание» - 59 ответов
«ползучая демократизация» - 47 ответов
«железная рука» - 42 ответа
N/A – 37 ответов
«коллапс режима» - 30 ответов

Через 10 лет вернемся к обсуждению вопроса...

онлайн-курс продолжается: новый модуль

В рамках онлайн-курса "Политические процессы в современной России" запущен новый модуль - "2000-е годы: "навязанный консенсус""
Его разделы:

Введение
Россия в начале 2000-х
«Авторитарная модернизация»: реформы 2000-х годов
Олигархи: от «захвата государства» – к «захвату бизнеса»
Центр и регионы России: от децентрализации – к рецентрализации
Партийная система: от конкуренции – к иерархии
Расцвет электорального авторитаризма: массовая поддержка режима
«Дилемма Путина»: выбор преемника
«Навязанныи консенсус» 2000-х годов: причины и следствия

И, как водится, бонусный вопрос:

Почему в 2000-е годы ряд шагов российских властей, направленных на уничтожение демократических институтов – такие, как реформа избирательной и партийной систем и отказ от всеобщих выборов глав исполнительной власти регионов (а в ряде случаев – и мэров городов) – не встречали значимого сопротивления со стороны российских элит и российских граждан? Если бы выбор стратегии политических преобразований в России в 2000-е годы зависел от Вас, то какие шаги предприняли бы Вы?

Заходите на сайт stepic.org, регистрируйтесь, смотрите, отвечайте на вопросы, комментируйте: https://stepic.org/course/Политические-процессы-в-современной-России-132/syllabus

"Политические процессы..." - продолжение онлайн-курса

На платформе stepic продолжается мой онлайн-курс "Политические процессы в современной России", сегодня начался новый модуль: "Перестройка и распад СССР" https://stepic.org/course/Политические-процессы-в-современной-России-132/syllabus

Краткое содержание модуля:

Введение
СССР в период застоя
Начало перестройки 1985-1987
Перестройка разворачивается: полумеры 1987-1989
Перестройка идет дальше: рождение политики 1989
Начало распада, 1990
Сползание в кризис, 1990-1991
Конец советской эпохи, 1991
Причины и следствия

В заключение модуля - бонусный открытый вопрос:

Распад СССР произошел в 1991 году после шести с лишним лет преобразований в стране. Представьте себе, что Вы перенеслись на машине времени в 1985 год и стали советником Горбачева. Какие именно меры и в какой последовательности Вы бы ему предложили, зная о том, что на самом деле случилось за эти годы?

А как бы ответили на этот вопрос Вы?

Против Кропачева, РПЦ и Скопуса

Репортаж BBC об акции протеста сотрудников и студентов СПбГУ - против ректора Кропачева, передачи зданий РПЦ, и против Скопуса как критерия качества научных работ ("высказали недовольство кадровой политикой руководства вуза и потребовали отправить ректора в отставку") http://www.bbc.com/russian/russia/2016/05/160522_spbgu_rally_university_petersburg

Оставляя в стороне вопрос о Скопусе, который попал в один ряд с РПЦ, довольно интересно сопоставить эти наблюдения с материалами недавнего отчета ЕУСПб, посвященного "участию в управлении университетом" (shared governance) https://eu.spb.ru/images/public-policy/euspbYYY_screen.pdf В материалах с обзором опыта университетов Германии и Финляндии основное внимание уделено shared governance как побочному продукту противостояния реформистски настроенных администраторов и "профессорской олигархии", выступающей за сохранение своего статуса. В случае СПбГУ (и, полагаю, многих других российских вузов) ситуация прямо противоположна: университет - это прежде всего вотчина извлекающего ренту ректората, заинтересованного только в тех реформах, которые максимизируют "свободу рук" и увеличат ренту, а профессура, не говоря уже о студентах, не в состоянии организованно противостоять ректорскому bad governance https://eu.spb.ru/images/M_center/M_49_16.pdf и обращаются с челобитными к батюшке-царю...